Foz1k
13.02.2007, 18:52
Пранк (англ. prank — выходка, шалость) — разновидность телефонных шуток, в которой разыгрывающий звонит по случайному телефонному номеру (или — напротив — по номеру известного человека) и разыгрывает его, параллельно записывая телефонный разговор. Главная задача пранкера — вызвать яркую ответную реакцию «жертвы» в диапазоне от растерянности до гнева и ярости. Звуковые файлы с наиболее удачными записями выкладываются на специальных пранк-сайтах и становятся доступны всем желающим.
Слово «пранк» было заимствовано из английского языка, где существительное «prank» означает «проказа, шалость, проделка» или «розыгрыш».
Пранк на Западе
В Англии и Америке «prank» — розыгрыш в широком смысле слова. В русском языке пранками стали называть то, что в английском языке называется «phone pranks» или «prank calls» (телефонные розыгрыши). Классикой американского телефонного пранка считаются: группа Jerky Boys, Рой Д. Мерсер (англ. Roy D. Mercer) (работающий на радиостанции и обычно выступающий в роли заторможенного сельского жителя, обращающегося с жалобами в учреждения торговли и обслуживания), Томас Мэйб (англ. Thomas Mabe), специализирующийся на разговорах с операторами телемаркетинга, и Джанкйард Вилли (англ. Junkyard Willie) (ранее известный как Touch Tone Terrorists), paботающий под несколько персонажей: собственно Джанкйард Вилли, чернокожий хозяин автосвалки, его друг Джим-Боб (англ. Jim-Bob), сельский житель простых нравов, выходец из южных штатов США, озвучиваемый характерым шамкающим голосом с помощью популярного приема «карандаш во рту», позволяющего имитировать старческую речь, а также Блейд (англ. Blade), молодой человек, пристрастившийся к выпивке и легким наркотикам, с характерным безответственным отношением к жизни и работе. В американском пранке используется и прием «входящих звонков» при перехвате старого (не используемого по назначению, но все еще имеющегося в справочниках) номера, например, службы доставки, по которому звонят клиенты и подвергаются розыгрышу.
Также известны французский и чешский пранк.
Русскоязычный пранк
Пранк-культура в России начала формироваться на рубеже XX—XXI вв., однако некоторые записи, ставшие классикой пранка, появились задолго до этого.
Жанры пранка
«Хард» (англ — тяжёлый) — это обычный телефонный разговор, целью пранкера в котором является довести жертву до состояния гнева или истерики. Для этого жанра характерно обилие нецензурных ругательств.
«Лайт» (лёгкий) — целью этого пранка является желание посмеяться вместе с жертвой, пошутить или поговорить по душам. Пранкер обычно принимает более активную роль, чем в «хард» пранке.
«Технопранк» состоит из прокрутки записей фраз («нарезки») известных жертв случайным абонентам. Грамотно и профессионально выполненный технопранк создает аутентичное впечатление звонящего живого человека. Известны случаи прокрутки нарезки тем же самым жертвам, чьи фразы и были записаны («зеркальный технопранк»). При успешном исполнении жертва не понимает, что ругается со своей собственной записью.
Другой разновидностью является «конференция», то есть, соединение двух или более жертв в конференц-звонок. В конференции поступательное движение часто достигается предварительным дозвоном одной из жертв, что позволяет сразу же после соединения вызвать накал эмоций.
Одним из молодых направлений пранка является SmartPrank.
«Пранкмикс» тоже можно назвать искусством, связанным с пранком. Это наложение вырезанных фраз из пранков на какую-либо музыку, или чужую, или написанную самим музыкантом.
Классические жертвы
Отцом российского телефонного пранка считается человек по имени Ярослав, записавший серию пранков с работником военного комиссариата «Дедом ИВЦ» в 1989 году. В отличие от современного пранка, записывающегося цифровым образом, разговоры с жертвой пранка записывались на кассетный магнитофон «Электроника-302», вошедший в фольклор российского пранка как «шарманка низкопробная». Ярослав, по собственному признанию, записывал лишь малую часть разговоров с «Дедом». 18-минутная запись, ставшая классикой российского пранка, отличается широким выбором угроз и проклятий в совокупности с мыслями по поводу социальных и политических реалий того времени («кооператоры проклятые», «вам не законы о молодежи надо создавать, вас надо кнутами до крови избить, чтобы уважали старших и не проедали Родину»).
Другой классической записью считается пранк «Бабка АТС» («АТС, Раковка»), сделанная в 1998 году старшеклассником Ромой из города Кемерово. Рома звонил на АТС с вопросом о долге за междугородние переговоры. Однако он ошибся номером, к телефону подошла пожилая женщина, которая, услышав вопрос «Это АТС?», начала материться. Впоследствии Рома пригласил друга, и вместе они записали несколько разговоров с женщиной, получившей прозвище «Бабка АТС». Эти записи они давали послушать друзьям, переписывали с кассеты на кассету, пока, наконец, кто-то не выложил их в Интернет.
Общие качества русскоязычного пранка
Вопреки рапространенному мнению, наиболее популярными жертвами становятся не те лица, которые отличаются обильным использованием ругани (хотя многие из вышеуказанных жертв отличаются как цветастой лексикой, так и неординарными, изощренными оскорблениями со ссылками на инцест, геронтофилию и прочие извращения). Популярная жертва пранка всегда полностью лишена чувства юмора и отличается завышенной оценкой собственной важности и правоты, а также помпезной, театральной моральной позой, что делает их подобными классическим комическим персонажам, у которых неадекватная самооценка вызывает комический эффект. Как правило, жертвы, принимающие пранк-звонки с юмором, никогда не становятся объектами длительных разработок. Тем временем бывшие представители силовых структур, припоминающие свою былую власть и сексуальные похождения, грозящие расправой (например, «Рак»), неизменно вызывают продолжительный и живой интерес пранкеров.
Отличительная черта русского пранка — это центральная роль «жертвы», то есть, субъекта прикола, в то время как в англоязычном пранке звездой становится артист. В русской практике с теми же жертвами часто работают десятки разных пранкеров, разрабатывая их долго, раскрывая тему и внося элемент сюжетно-контекстного развития. Если в американском пранке пытаются довести жертву до состояния замешательства, непонимания, то в русском пранке пытаются довести жертву до «белого каления». Основной чертой является то, что разговор ведётся с пенсионерами, пожилыми людьми. Пранки сопровождаются большой порцией отборного мата, как с одной, так и с другой стороны. В остальном «классический» пранк в русском исполнении принципиально мало отличается от американского (хотя, по мнению некоторых специалистов, русский пранк более жесток, причиной чего является длительная работа с одними и теми же жертвами), российская разновидность под названием «технопранк» в англоязычной практике встречается редко.
Вот ТУТ можно прослушать множество аудиозаписей. (www.prank.ru)
Слово «пранк» было заимствовано из английского языка, где существительное «prank» означает «проказа, шалость, проделка» или «розыгрыш».
Пранк на Западе
В Англии и Америке «prank» — розыгрыш в широком смысле слова. В русском языке пранками стали называть то, что в английском языке называется «phone pranks» или «prank calls» (телефонные розыгрыши). Классикой американского телефонного пранка считаются: группа Jerky Boys, Рой Д. Мерсер (англ. Roy D. Mercer) (работающий на радиостанции и обычно выступающий в роли заторможенного сельского жителя, обращающегося с жалобами в учреждения торговли и обслуживания), Томас Мэйб (англ. Thomas Mabe), специализирующийся на разговорах с операторами телемаркетинга, и Джанкйард Вилли (англ. Junkyard Willie) (ранее известный как Touch Tone Terrorists), paботающий под несколько персонажей: собственно Джанкйард Вилли, чернокожий хозяин автосвалки, его друг Джим-Боб (англ. Jim-Bob), сельский житель простых нравов, выходец из южных штатов США, озвучиваемый характерым шамкающим голосом с помощью популярного приема «карандаш во рту», позволяющего имитировать старческую речь, а также Блейд (англ. Blade), молодой человек, пристрастившийся к выпивке и легким наркотикам, с характерным безответственным отношением к жизни и работе. В американском пранке используется и прием «входящих звонков» при перехвате старого (не используемого по назначению, но все еще имеющегося в справочниках) номера, например, службы доставки, по которому звонят клиенты и подвергаются розыгрышу.
Также известны французский и чешский пранк.
Русскоязычный пранк
Пранк-культура в России начала формироваться на рубеже XX—XXI вв., однако некоторые записи, ставшие классикой пранка, появились задолго до этого.
Жанры пранка
«Хард» (англ — тяжёлый) — это обычный телефонный разговор, целью пранкера в котором является довести жертву до состояния гнева или истерики. Для этого жанра характерно обилие нецензурных ругательств.
«Лайт» (лёгкий) — целью этого пранка является желание посмеяться вместе с жертвой, пошутить или поговорить по душам. Пранкер обычно принимает более активную роль, чем в «хард» пранке.
«Технопранк» состоит из прокрутки записей фраз («нарезки») известных жертв случайным абонентам. Грамотно и профессионально выполненный технопранк создает аутентичное впечатление звонящего живого человека. Известны случаи прокрутки нарезки тем же самым жертвам, чьи фразы и были записаны («зеркальный технопранк»). При успешном исполнении жертва не понимает, что ругается со своей собственной записью.
Другой разновидностью является «конференция», то есть, соединение двух или более жертв в конференц-звонок. В конференции поступательное движение часто достигается предварительным дозвоном одной из жертв, что позволяет сразу же после соединения вызвать накал эмоций.
Одним из молодых направлений пранка является SmartPrank.
«Пранкмикс» тоже можно назвать искусством, связанным с пранком. Это наложение вырезанных фраз из пранков на какую-либо музыку, или чужую, или написанную самим музыкантом.
Классические жертвы
Отцом российского телефонного пранка считается человек по имени Ярослав, записавший серию пранков с работником военного комиссариата «Дедом ИВЦ» в 1989 году. В отличие от современного пранка, записывающегося цифровым образом, разговоры с жертвой пранка записывались на кассетный магнитофон «Электроника-302», вошедший в фольклор российского пранка как «шарманка низкопробная». Ярослав, по собственному признанию, записывал лишь малую часть разговоров с «Дедом». 18-минутная запись, ставшая классикой российского пранка, отличается широким выбором угроз и проклятий в совокупности с мыслями по поводу социальных и политических реалий того времени («кооператоры проклятые», «вам не законы о молодежи надо создавать, вас надо кнутами до крови избить, чтобы уважали старших и не проедали Родину»).
Другой классической записью считается пранк «Бабка АТС» («АТС, Раковка»), сделанная в 1998 году старшеклассником Ромой из города Кемерово. Рома звонил на АТС с вопросом о долге за междугородние переговоры. Однако он ошибся номером, к телефону подошла пожилая женщина, которая, услышав вопрос «Это АТС?», начала материться. Впоследствии Рома пригласил друга, и вместе они записали несколько разговоров с женщиной, получившей прозвище «Бабка АТС». Эти записи они давали послушать друзьям, переписывали с кассеты на кассету, пока, наконец, кто-то не выложил их в Интернет.
Общие качества русскоязычного пранка
Вопреки рапространенному мнению, наиболее популярными жертвами становятся не те лица, которые отличаются обильным использованием ругани (хотя многие из вышеуказанных жертв отличаются как цветастой лексикой, так и неординарными, изощренными оскорблениями со ссылками на инцест, геронтофилию и прочие извращения). Популярная жертва пранка всегда полностью лишена чувства юмора и отличается завышенной оценкой собственной важности и правоты, а также помпезной, театральной моральной позой, что делает их подобными классическим комическим персонажам, у которых неадекватная самооценка вызывает комический эффект. Как правило, жертвы, принимающие пранк-звонки с юмором, никогда не становятся объектами длительных разработок. Тем временем бывшие представители силовых структур, припоминающие свою былую власть и сексуальные похождения, грозящие расправой (например, «Рак»), неизменно вызывают продолжительный и живой интерес пранкеров.
Отличительная черта русского пранка — это центральная роль «жертвы», то есть, субъекта прикола, в то время как в англоязычном пранке звездой становится артист. В русской практике с теми же жертвами часто работают десятки разных пранкеров, разрабатывая их долго, раскрывая тему и внося элемент сюжетно-контекстного развития. Если в американском пранке пытаются довести жертву до состояния замешательства, непонимания, то в русском пранке пытаются довести жертву до «белого каления». Основной чертой является то, что разговор ведётся с пенсионерами, пожилыми людьми. Пранки сопровождаются большой порцией отборного мата, как с одной, так и с другой стороны. В остальном «классический» пранк в русском исполнении принципиально мало отличается от американского (хотя, по мнению некоторых специалистов, русский пранк более жесток, причиной чего является длительная работа с одними и теми же жертвами), российская разновидность под названием «технопранк» в англоязычной практике встречается редко.
Вот ТУТ можно прослушать множество аудиозаписей. (www.prank.ru)